Форум на musicplan
musicplan Регистрация | Войти  

Приветствуем Вас, Гость !
 


 

Форумы --> Чего в мире творится ... --> Хроника пикирующего авиапредприятия ...

    Стр. 1 



 Хроника пикирующего авиапредприятия 
Andy
16.03.06 18:35

 Опытный
 
 Постов : 681
 Адрес : Волгог... ад
 Регистр. 01.03.05
 

Хроника пикирующего авиапредприятия


F-35. Иллюстрация с сайта Министерства обороны Австралии
Международный консорциум по разработке истребителя пятого поколения разваливается на части.

Проблемы с реализацией одного из самых амбициозных проектов Пентагона - ударного истребителя пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter, которые начались еще в прошлом году, с началом нынешнего стали нарастать, как снежный ком, катящийся под гору. В конечном счете первопричиной неудач с реализацией этого проекта можно смело считать войну в Ираке. Именно она спровоцировала настоящий кризис финансирования военных программ Министерства обороны США.


Под сокращение попали многие проекты, среди которых F-35 оказался отнюдь не на первом месте. Сокращение военных программ всегда достаточно болезненно воспринимается американскими военными, для которых первосортное оружие - дело принципа. Однако в этом случае речь идет не столько о потере боеспособности ВВС США, сколько о провале выгодного международного коммерческого предприятия.

Joint Strike Fighter - это не просто самолет. Это очередная попытка создать "общезападное" оружие, которое вберет в себя все лучшее, что создали ученые и инженеры из стран союзниц США. Этот самолет представляет собой истребитель пятого поколения, которому свойственны малозаметность, многофункциональность, а также некоторые другие качества. Этот самолет предполагалось поставлять всем традиционным получателям американской авиационной техники. В Европе многие страны уже начали готовиться распродавать свои американские авиапарки, состоящие, в основном, из F-16.

Концептуально F-35 должен дополнять другой американский истребитель пятого поколения - F-22 Raptor. Эта машина, оснащенная, в отличие от JSF, двумя двигателями, предназначается в большей степени для воздушных боев. F-35, как следует из названия, был задуман как ударный самолет, или истребитель-бомбардировщик. Проект предусматривает три модификации - базовую для ВВС(CTOL), ВМС (CV) и морской пехоты (STOVL).

Палубная версия отличается большей прочностью, чтобы выдерживать перегрузки при посадке на авианосец, модификация для морской пехоты будет оснащаться силовой установкой для вертикального взлета и посадки. Все варианты машины унифицированы между собой на 70-90 процентов, а также используют технологии, разработанные для "Раптора".

Семейство самолетов F-35. Иллюстрация с сайта Defenseindustrydaily.com. В настоящее время программа вышла на финишную прямую. В конце февраля компания Lockheed Martin выкатила первый образец истребителя. До сих пор испытания самолета проводились при помощи его прототипов.

Первый полет JSF совершит осенью 2006 года. В течение года на самолете сначала проверят топливную систему и двигатели. Затем будут проведены тесты на вибрацию и совместимость с другими системами. Все эти испытания будут проведены на земле.

Изначально дизайн самолета разрабатывали американцы - в 1996 году за дело взялись фирмы Boeing и Lockheed Martin. В конце концов LM победил. В 2001 году корпорация выиграла конкурс. Впоследствии сформировалась международная группа, которая занялась строительством самолета. По данным на момент написания материала (необходимая оговорка), в консорциум, кроме США, входят Великобритания, Италия, Нидерланды, Турция, Канада, Австралия, Норвегия и Дания.

Отношения внутри консорциума достаточно запутанные и сложные. Существуют две формы участия - простое финансирование и разработка технологий для этого самолета. Изначально принцип участия в этом проекте предусматривал конкурсную основу - кто окажется более полезным, тот и сможет строить самолет будущего. Финансы не могли гарантировать участие инженеров из той или иной страны в проекте.

Это достаточно тонкий вопрос - страна, которая вложит в проект не только деньги, но и технологии, получит гораздо большую гарантию своего участия в строительстве истребителя в будущем. Не все страны участвуют в создании F-35 и не все те, кто предоставляет технологии для этого самолета, изъявили желание принять его на вооружение в будущем. Среди последних, в частности, Бельгия.

Между тем столь прекрасный принцип свободной конкуренции стал, похоже, ахиллесовой пятой проекта. Дело в том, что американцы, декларируя равенство всех в рамках общего дела, на деле стараются лоббировать в рамках программы JSF собственных производителей. Главной жертвой такой политики стала Великобритания - не только ближайший военный и политический союзник США, но также и своего рода форпост Вашингтона в Европе. Американцы отказались передавать британцам компьютерные программы, имеющие отношение к истребителю.

Современный самолет постоянно управляется бортовым компьютером. Даже когда самолет летит в режиме ручного управления, пилот лишь отдает команды вычислительному центру, который, в свою очередь, передает их системе управления компонентами машины. Американцы держат всю информацию, которая касается компьютерных систем, в секрете.

F-22A. Фото с сайта Usu.edu То есть фактически каждый самолет, который будет поступать на вооружение другого государства, будет управляться системой, полностью закрытой для техников этой страны. Как иронично заметил представитель австралийских ВВС, в F-35 "вы можете самостоятельно только послать сигнал SOS - все остальное подконтрольно американцам".

Вопрос о передаче программного обеспечения Великобритании поднимался еще в июле 2005 года. А в марте 2006 Лондон поставил Вашингтону ультиматум - либо американцы передают все данные британцам, либо страна выходит из проекта JSF. При этом Лондон требует, чтобы его отношения с Вашингтоном были отражены в официальном соглашении.

Британцы дали понять, что угрозы выйти из проекта - это не шутка. Королевство намеревается закупать F-35 для оснащения ими двух новейших авианосцев, которые оно строит вместе с Францией. По словам представителей министерства обороны, у них существует некий "план Б" который призван спасти проект, если страна откажется от JSF.

Детали этого плана не уточняются, хотя военные эксперты утверждают, что речь идет о возможности закупки истребителей в Европе. Ими могут оказаться французский Rafale или европейский Eurofighter - прямой конкурент F-35, который разрабатывает консорциум из нескольких стран Евросоюза.

Возможно, резкий шаг, на который пошла Великобритания, объясняется тем, что ранее проект JSF претерпел другое сокращение, которое больно ударило по британской военной индустрии. Речь идет все о тех же технологиях. В январе стало известно, что Пентагон собирается разорвать контракт с британской корпорацией Rolls-Royce на разработку двигателя для F-35, которая выиграла конкурс вместе американскими конкурентами из Pratt&Whitney.

Eurofighter. Иллюстрация с сайта Defenseindustrydaily.com Причиной отказа стала масштабная кампания по сокращению расходов на оборону, которую Пентагон развернул в последние месяцы. Pratt&Whitney получил контракт на разработку двигателя в 2001 году.

Его стоимость составила 4,8 миллиарда долларов. Однако в августе 2005 года Пентагон выбрал для американской корпорации второго производителя двигателей. Контракт Rolls-Royce стоил 2,47 миллиарда долларов.

Это было сделано для уменьшения стоимости силовой установки. По подсчетам экономистов, за 30 лет службы F-35 на новые двигатели будет потрачено около 100 миллиардов долларов. Военные чиновники решили, что в результате конкурентной борьбы двух компаний цена на силовые установки значительно снизится.

Это решение США основывается не на внешней политике, а на экономике - у военного ведомства нет денег на оплату разработок двух моторов. Даже с учетом того, что на сторону Rolls-Royce встал Конгресс США изменить его будет непросто. С компьютерными программами все проще. У США есть выбор - либо раскрыть секреты управления истребителем, либо распрощаться с самым перспективным партнером. Правда, ни тот, ни другой вариант Пентагон не устраивает.

Еще одна страна, которая также фактически поставила ультиматум США, это Норвегия. Скандинавская страна требует, чтобы Америка разместила заказы на создание и строительство компонентов JSF на ее предприятиях. Об этом заявил государственный секретарь (первый заместитель министра) Министерства обороны Норвегии во время посещения конструкторского бюро Lockheed Martin в США.

По словам военного чиновника, Норвегия откажется от участия в программе, если корпорация не начнет более тесно сотрудничать с норвежским военным ведомством до следующей выплаты в рамках проекта. Окончательное решение норвежцы обещают принять в конце апреля.

Согласно норвежскому ультиматуму, в течение двух месяцев американцы должны заключить или объявить о намерении заключить какие-либо контракты, либо как-либо еще улучшить сотрудничество с Норвегией. Норвегия подписала меморандум о сотрудничестве с Lockheed Martin 20 июня 2002 года. Финансовое участие страны в проекте составляет 125 миллионов долларов.

Шведский истребитель Gripen. Фото с сайта Defenseindustrydaily.com При этом норвежцы также разрабатывают свой "план б", который предусматривает закупки истребителей в Швеции. Норвегия ведет переговоры с компанией Gripen, которая рассчитывает на то, что Норвегия купит у нее перспективный истребитель JAS-39. Год назад делегация Lockheed Martin посетила Осло и пообещала парламентскому комитету по обороне улучшить сотрудничество. Тогда переговоры с Gripen были отложены на неопределенный срок.

Наконец, тревожный сигнал для США поступил из Австралии. 15 марта стало известно, что австралийцы, которые участвуют в создании F-35, неожиданно усомнились в его боеспособности. Об этом заявил ни много ни мало министр обороны страны. По словам Брендана Нельсона, недавно Пентагон снизил класс будущего самолета с "чрезвычайно малозаметного" до "очень малозаметного".

Это снижение на первый взгляд не сильно изменит общую заметность самолета - "эффективная площадь" отражающей поверхности истребителя, которая ранее соответствовала шарику для пинг-понга, теперь будет равняться школьному глобусу. Однако то, что в ходе разработки самолета появляются подобные сюрпризы, встревожило австралийцев.

В частности, по мнению военного аналитика, члена парламента Денниса Дженсена, F-35 будет не более боеспособным, чем российские истребители "Сухого", которые стоят на вооружении Китая. Тем не менее, по словам министра, хоть он и относится к этим изменениям "очень серьезно", это не повлияет на решение его страны взять эти истребители на вооружение.

Австралия собирается потратить на международную программу Joint Strike Fighter 11 миллиардов долларов США. Всего национальные ВВС получат около 100 таких машин, которые сменят стоящие на вооружении американские бомбардировщики F-111 и истребители F/A-18.

В ходе разработки самолета выявлялись и другие недостатки. В самом начале выяснилось, что его вес не позволит стартовать с палубы британских авианосцев. Теперь, по данным Strategy Page, проблемы со взлетом возникли у другой модификации - для морской пехоты.

Во время испытаний прототипов модификации F-35b с вертикальным взлетом и посадкой выяснилось, что горячий воздух из сопел истребителя, которые во время вертикального взлета направлены вниз, прожигают плиты алюминиевого настила взлетно-посадочной полосы. При этом палубе авианосца, с которых также будут действовать F-35b, горячий воздух навредить не может - она покрыта специальным жаропрочным покрытием, которое нельзя повредить.

Однако если эти технические проблемы в принципе можно решить, то как быть с политическими и экономическими, непонятно. Параллельно F-35 в Европе развивается проект Eurofighter, Россия также в ближайшие годы обещает создать свой истребитель пятого поколения (перед "Сухим", кстати, также возник вопрос использования иностранных технологий).

Отказаться от F-35 американцы не смогут - этот самолет концептуально привязан к проекту F-22. Поэтому перед Пентагоном в будущем может встать вопрос - либо делиться с другими секретами, либо продолжать развивать дорогостоящий проект в одиночку.


Павел Аксенов
Источник : http://www.lenta.ru
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Многое из того что могло бы случиться - не случилось ... наверное к лучшему.
  быстрая цитата наверх страницы

Andy
21.04.06 13:34

 Опытный
 
 Постов : 681
 Адрес : Волгог... ад
 Регистр. 01.03.05
 

Нож в спину пятого поколения

На переднем плане - F-22. На заднем - F-16, A-10 и F-4. Фото с официального сайта ВВС США

Ведущие американские эксперты считают, что разработка истребителя F-22 является критической ошибкой Пентагона.

Почти сразу после окончания Второй мировой войны в военной авиации началась новая эра - эра реактивных самолетов. Если не брать немецкие машины военных времен, которые были скорее экспериментальными образцами, брошенными в бой, то самыми известными представителями первого "реактивного" поколения являются советский МиГ-15 и американский F-86. C тех пор прошло уже больше полувека, и теперь военная авиация готовится к новому витку гонки вооружений - появлению истребителей пятого поколения. Каждому из этих этапов соответствовали технологические нововведения, порой революционные, и каждый раз новое поколение, казалось, совершенно зачеркивает все возможности предыдущего.

Так считается и теперь. Истребители пятого поколения должны обладать малозаметностью для радаров, сверхзвуковой крейсерской скоростью, способностью "видеть" противника на большем расстоянии, а также высокой маневренностью. По мнению разработчиков американского истребителя F-22 Raptor, их машина по всем этим показателям превосходит все остальные самолеты, уже построенные и только задуманные.

Однако в военных кругах США не все разделяют такую уверенность. В начале апреля 2006 года два американских авиационных эксперта - Пьер Спрей (Pierre Sprey) и Джеймс Стивенсон (James Stevenson) - заявили, что разработка F-22A является критической ошибкой Пентагона, которая в случае полномасштабной войны будет стоить Америке проигрыша чуть ли не всех воздушных сражений.

Стоит отметить, что Спрей является признанным авторитетом в американской военной авиации. Он является активным деятелем группы, которую называют "Истребительная мафия" (fighter mafia). В это полуформальное общество входят пилоты, воевавшие на реактивных истребителях. Они выступают в качестве экспертов и аналитиков, оказывая сильное влияние на развитие американской авиации - в свое время они способствовали продвижению программ F-15, F-16 и А-10. Стивенсон не менее известен - в свое время он возглавлял журнал американской военно-морской авиации Topgun Journal.

Стоит отметить, что у проекта F-22 были оппоненты и раньше. Однако их аргументы сводились не к тому, что этот истребитель недостаточно хорош, а к тому, что он слишком хорош для современного боя. В будущем, утверждали критики, США не будут вовлечены в полномасштабный конфликт, в котором Raptor нашел бы себе достойного противника.

Между тем изначальная прогнозируемая стоимость истребителя (в случае закупки 750 самолетов) в 149 миллионов долларов слишком высока, чтобы принимать его на вооружение только для того, чтобы он охранял территорию США. В ходе дебатов в Пентагоне приняли соломоново решение - закупить F-22 в ограниченном объеме. Сначала объем закупок снизили до 381 самолета, а потом до 183. Это спровоцировало повышение его стоимости до 355 миллионов за единицу. Теперь это самый дорогой истребитель в мире.

По мнению Спрея и Стивенсона, конструкторы "Раптора" повторили ту же ошибку, что их немецкие коллеги времен Второй мировой, которые построили реактивный истребитель Ме-262. Тогда "Мессершмидт", казавшийся вершиной самолетостроения, не спас "Люфтваффе" от поражения в борьбе с многочисленными "Яками", "Мустангами" и "Спитфаерами" - немцы не могли построить достаточное количество реактивных машин, чтобы противостоять поршневым истребителям. Такое же будущее предрекают F-22 и американские эксперты.

В своем докладе Спрей утверждает, что, любой истребитель необходимо оценивать с точки зрения четырех факторов, обеспечивающих победу в воздушном бою:

  • Первым увидеть противника. По словам экспертов, с Первой мировой войны и до Вьетнама от 65 до 95 процентов самолетов, сбитых в воздушных боях, погибли в результате внезапных атак.


  • Превосходить противника количественно. Самые современные самолеты не смогли помочь "Люфтваффе" противостоять большому количеству машин союзников.


  • Обладать лучшей маневренностью. Не только с технической точки зрения, но и по уровню мастерства пилотов.


  • Возможность быстро поразить противника. Чем больше самолетов участвует в бою, тем больше появляется возможностей нанести удар и тем больше для пилота вероятность стать мишенью для врага, пока он целится в другого.


  • Как утверждают аналитики, по всем четырем параметрам "Раптор" уступает своим потенциальным противникам.

    Во-первых, "невидимость" (малозаметность) F-22 является мифом. Чтобы обнаружить противника, самолет должен использовать радар, который немедленно выдаст его расположение. Кроме того, параллельно с развитием технологии Stealth развивались и технологии ПВО, и теперь радары видят намного лучше и дальше, чем раньше. История, которая произошла в Югославии в 1999 году, когда батарея сербской ПВО сбила самолет-невидимку F-117, тому наглядное подтверждение. Авиационные радары, включая и новейшие системы ДРЛО, могут засекать "невидимые" объекты намного лучше старых советских систем, таких как ЗРК С-125, при помощи которой был уничтожен истребитель в Югославии.

    К тому же в настоящее время самолеты вооружены более эффективными ракетами, которые наводятся на источник радиоизлучения. "Кем бы вы хотели быть - полицейским на темной аллее с включенным фонарем, или затаившимся преступником, вооруженным пистолетом с пулями, которые сами наводятся на свет?", - пишет эксперт.

    Численное превосходство в воздухе также никогда не будет достигнуто из-за чрезвычайно высокой стоимости самолета. США просто не смогут построить столько же "Рапторов", сколько ранее было построено F-14 F-16, F-15 и F-18. 183 заказанных истребителя будут стоить, по самым приблизительным подсчетам, 65 миллиардов долларов.

    Однако американские военные программы имеют свойство расти в цене, и поэтому окончательная цифра может превышать эту на порядок. Обеспечить количественное превосходство в воздухе с таким воздушным флотом США не смогут никогда. По подсчетам Спрея, со времен F-86 "боевая эффективность" каждого вложенного в авиационный проект доллара снизилась в четыре раза.

    Маневренность нового самолета в ближнем бою эксперты также ставят под сомнение. По их словам, конструкторы пренебрегли этим качеством в пользу скорости, и теперь, если "Раптор" вступит в ближний бой с противником (к тому же и численно превосходящим), то у него не будет никаких шансов уцелеть. Между тем, как считают Спрей и Стивенсон, именно "собачьи схватки" будут самым распространенным видом боестолкновения между истребителями в случае начала полномасштабной войны.

    При этом основным оружием в этих схватках и вовсе может стать авиационная пушка. Эффективность вооружения истребителей, по мнению аналитиков, значительно снизилась со времен Второй мировой. По отношению к 12-миллиметровым пулеметам P-51 ракеты с тепловым наведением стали вдвое менее эффективны. В свою очередь, ракеты, которые наводятся на излучение радара, вдвое менее эффективны, чем те, которые оснащены головками с инфракрасным наведением.

    Аналитики также отмечают, что вследствие чрезмерно раздутого бюджета проекта ВВС были вынуждены сократить программы обучения пилотов, что также скажется на их способности вести маневренные бои. В будущем, полагают Спрей и Стивенсон, истребители будут вообще воевать практически без применения радаров, используя лишь пассивные системы поиска и идентификации объектов в воздухе.

    В этом случае F-22, оснащенный суперсовременным радаром, потеряет свой приоритет и способность нанесения первого удара. В целом, сопоставляя характеристики современных американских истребителей с самолетами и средствами ПВО других стран, эксперты считают, что со времен F-86 у истребительной авиации США сильно снизилась способность нанесения первого удара.

    "Единственное, за счет чего Америка сможет выжить в этой ситуации, это большое число F-16, которые до сих пор остаются в строю. День, когда их отправят на свалку, станет началом превращения ВВС в не-воздушные силы", - резюмирует Спрей.

    Спорить с экспертом сложно. Реальных масштабных воздушных боев между истребителями не было уже достаточно давно. При этом статистика, которая приводится в докладе Спрея, действительно свидетельствует о том, что F-86 был более эффективен, чем его последователи.

    Каждый из аргументов, которые приводит автор, также достаточно уязвим для критики - к примеру, тезис о том, что "Раптор" легко поразить ракетой с наведением на луч радара, противоречит его же утверждению о неэффективности таких ракет. К тому же современные истребители обычно работают в тесном взаимодействии с самолетами ДРЛО, что может и вовсе исключить применение ими радаров.

    Главный тезис Спрея заключается в том, что эффективность самолета можно оценивать только на основании его боевого применения, а критерии оценки новых машин надо создавать, также основываясь на боевом опыте прошлых лет. В прошлых войнах зачастую новое и более совершенное оружие действительно часто проигрывало более простому и надежному.

    Однако это чаще всего происходило не от его несовершенства, а в результате неумелого применения. США и другие страны строят новые истребители не в спешке. Вместе с этими машинами разрабатывается и другая техника, которая обеспечивает их работу. Параллельно совершенствуется мастерство летчиков. Поэтому проверить эти (весьма спорные) суждения аналитиков, скорее всего, можно будет только в реальной боевой обстановке.


    Павел Аксенов
    Источник : http://www.lenta.ru
    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
    Многое из того что могло бы случиться - не случилось ... наверное к лучшему.
      быстрая цитата наверх страницы

        Стр. 1   



    
      Online : 10  - Guest : 10 -
    


    Copyright © 2005-2008 Musicplan
    ExecTime : 2.282