Группа с таким названием известна с 1990 года. Дебютировала же она в 1989 году под названием Treblinka. Так назывался раньше один из самых страшных фашистких лагерей. В демо-записи было всего две песни.
Следующий альбом - Sumerian Cry - был исполнен в хороших дэтовских традициях и получил высокую оценку среди большинства металлистов.
Популярность группы выросла еще больше после выхода в 91-м и 92-м годах альбомов Astral Sleep и Clouds. Они быстро стали классикой металла и до сих пор вдохновляют многие группы. Творчества Tiamat этого периода сформировало пристрастия многих людей, принеся dead-metal бесчисленных поклонников.
Однако, Tiamat не собирались всегда оставаться верными дэт-просветителями. Альбом Wildhoney, выпущенный в 93-м году, вызвал сильный резонанс в андеграунде. Выполненный в стиле dead'n doom, обильно приправленный инструментальными вставками, мелодичный, он был совсем не похож на то, что ранее ассоцировалось с названием группы.
Блэковцы объявили, что Tiamat безвременно умерла. Дэтовцы, поморщивись, послушали, после чего либо отложили кассеты подальше, либо раздарили любителям "легкотни". Лишь думеры признали и оценили альбом достаточно высоко.
Однако композицию Pocket Size Sun обфыркали все. Попсня. Диагноз окончательный и обжалованию не подлежит.
Wildhoney стал наиболее популярным за все время существования группы. Потеряв где десятки, где сотни тысяч поклонников, Tiamat приобрели миллионы новых, в том числе и симпатии тех, кто ранее металл не слушал. Wildhoney словно перекинул мостик между андегруандом и остальным миром. По этому мостику в металл ринулись новые волны самых разнообразных людей. Многие настолько не гармонировали с новым окружением и в то же время так хотели с ним слиться, что стали приспосабливать его под себя. Это лишь подстегнуло начавшуюся в 90-х гуманизацию металлической культуры и повлекло за собой "облегчание" многих старых групп.
Примерно в это же время в doom-е наметилось романтическое течение, ощутимо разбавившее впоследствии традиционный религиозно-философский doom.
Последующие альбомы несколько озадачили тех, кто еще следил за Tiamat. Gaia - альбом 94 года - была лишь слабой модификацией предыдущего. Были убраны инструментальные вставки, немножко изменены Visionar и The AR, убраны Do You Dream of Me? и Pocket Size Sun, а также добавлена мелодия из репертуара Pink Floyd.
Далее был и вовсе неожиданный шаг - группа, настоящим названием которой было название лагеря смерти, та самая, что произвела зловеще-символичный The AR, дала концерт в ... Израиле. В этой записи поражает неожиданно тихая аудитория. Никто не орет как оглашенный, не воет, не свистит (то есть если это и делается, то, простите за каламбур, как-то жиденько). Зрители подают признаки своего наличия лишь непривычными аплодисментами между песнями.
Затем Tiamat молчала 2-3 года, после чего вновь огорошила общественность сменой курса. Edlund, переживший тяжелые личные потрясения, ударился в мистицизм довольно странного толка. Слова песен, фотографии и некоторые косвенные свидетельства указывают на влияние не только традиционной для группы месопотамской, но греческой и месоамериканскиой мистических школ.
Получилось нечто изрядно медитативное, слегка панковатое, протяжно-мелодичное и, как выразился некто, "полубдолбаное". Проще говоря, "прогрессивка". Опять легкий шок. Некоторые стали сплевывать при слове "Tiamat", некоторые стали слушать под настроение. Наученные горьким опытом, металлисты сначала прослушали альбом с чужих кассет. Далеко не каждый после этого счел нужным купить или хотя бы переписать его себе.
Трудно сказать, осталась ли Tiamat в металле или лишь перешла на сочинение своеобразных мантр, сохранив общую мистическую направленность текстов. Что будет следующим шагом Edlunda и его группы остается только гадать. У них огромный творческий потенциал, и они еще смогут нас удивить. В лучшем или худшем смысле - судить вам.
Искандер